Функциональная грамотность

 

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

 

Составляющие функциональной грамотности:

​​1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных  (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

 

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

1. https://fg.resh.edu.ru/

2. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

3. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 

Региональный уровень

Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»

Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"

Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»

Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx

Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/

План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

Муниципальный уровень

Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088" 

Материалы августовской конференции – 2021  "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/

Локальные акты школы

План работы («дорожная карта») по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год

План работы («дорожная карта») по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

План работы («дорожная карта») по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа курса "Функциональная грамотность"


Работа по формированию и развитию функциональной грамотности в нашей школе ведется в рамках урочной и внеурочной деятельности в различных формах. В этом текущем учебном году мы провели два методических дня, посвященных данной теме:

4.11.2022 г. МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №1 на тему: «Условия, методы и приемы формирования функциональной грамотности обучающихся в урочной деятельности».

26.01.2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ №2 на тему: Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности: мастер-классы по применению многофункциональных образовательных технологий»

Учителя провели открытые уроки и мастер-классы на уровнях начального общего и основного общего образования для коллег нашей школы и школ-участников регионального проекта ШНОР (№8, 17, 66). На уроках были созданы ситуации, инициирующие и мотивирующие обучающихся на практическую учебную деятельность, актуализированы предметные знания и жизненный опыт школьников для решения практических, личностно значимых задач.

На мастер-классах наши учителя представили свой опыт применения различных техник для приобретения обучающимися опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни, развитии поисковой активности.

Все занятия прошли на высоком уровне, удивили разнообразием методов и приемов, используемых для формирования функциональной грамотности, получили положительные отзывы от гостей. Будем рады новым встречам!

16 марта в нашей школе прошел Методический день на тему «Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» Участниками и гостями данного мероприятия стали учителя «Средней школы №26» и коллеги из нескольких школ города.

В рамках методического дня мы имели возможность посетить один из 8 уроков, на которых педагоги делились опытом применения методов и приемов, направленных на формирование и развитие читательской грамотности обучающихся. Предметы, представленные в списке открытых уроков, разнообразные: литературное чтение, математика, физика, технология, физическая культура. На каждом из них мы обращаемся к читательской грамотности школьников! Все уроки прошли на высоком профессиональном уровне, было интересно, увлекательно, эмоционально! Благодарим учителей, поделившихся своим опытом с педагогическом сообществом: Крюкову Надежду Юрьевну, Кулакову Екатерину Васильевну, Кутузову Надежду Викторовну, Липартелиани Надежду Васильевну, Калугину Наталию Александровну, Колгашкину Анну Сергеевну, Смирнова Михаила Валерьевича!

Во второй части программы методического дня школа представила результаты работы по данному направлению в рамках деятельности ШИБЦ. Румянцева Любовь Георгиевна, заведующая библиотекой, рассказала об эффективных практиках по формированию читательской грамотности; Белягина Ирина Алексеевна, заместитель директора по УВР, - об использовании технологии смыслового чтения;  Алексеева Наталья Станиславовна, заместитель директора по УВР, - о приемах развития функциональной грамотности. Информация оказалась очень актуальной и полезной!

Благодарим коллег за работу, сотрудничество и желаем дальнейших творческих успехов!

        

Страница обновлена 17.10.2023